Маневровая электрическая лебедка сконструирована для перемещения железнодорожных вагонов и полувагонов, цистерн и платформ, а также для вспомогательных работ по горизонтальному перемещению грузов из вагонов, стоящих на прирельсовых путях вблизи складских помещений. Также они применяются на промышленных предприятиях, на элеваторах, при разработке полезных ископаемых и в шахтах для откатки вагонеток по горизонтальным участкам рельсового пути. Наиболее мощные модели таких лебедок могут передвигать одновременно до 17 загруженных вагонов общей грузоподъемностью 1200 тонн. Установка вблизи прирельсовых складов маневровых электрических лебедок весьма целесообразна с экономической точки зрения, так как позволяет отказаться от использования электровозов или маневровых тепловозов.
Принцип работы и классификация маневровых электрических лебедок.
Существует два типа маневровых электрических лебедок, отличие которых состоит в количестве барабанов, входящих в их конструкцию:
- Однобарабанные.
- Двубарабанные
В состав конструкции маневровых лебедок (кроме барабанов) входят следующие узлы, смонтированные на металлической раме:
- электродвигатель;
- редуктор;
- пусковая аппаратура.
В раме имеются четыре отверстия, через которые пропускаются анкера, служащие для закрепления лебедки на горизонтальной плоскости фундамента.
Главный рабочий орган маневровой электрической лебедки, которым является барабан, опирается на выносную опору через подшипник и крепится на валу редуктора. На барабане намотан трос, длина которого у разных моделей лебедок различная. На конце троса размещается петля с коушем.
При включении электродвигателя включается и кулачковая муфта, передающая крутящий момент на основной барабан, происходит намотка троса на барабан и подтягивание вагонов к лебедке.
Однобарабанные маневровые лебедки.
Существует несколько модификаций однобарабанных электрических лебедок, из которых наиболее востребованными оказались модели ЛМ-71 и ЛМ-140. Этот тип лебедок отличается компактностью и малыми габаритами. Изготавливаются они в двух вариантах, зависящих от вида привода барабана:
- жесткий привод при вращении вала электродвигателя в обе стороны;
- свободный привод при использовании реверсивного хода двигателя.
Тяговое усилие, которое развивают эти модели лебедок, составляет соответственно 71 и 140 тн. Длина каната на барабане лебедки ЛМ-71 – 100 м, а у ЛМ-140 – 200 м. Мощность электродвигателей соответственно равна 11,8 и 26,5 кВт, а привод вращается со скоростью 1500 оборотов в минуту.
В ряду однобарабанных маневровых электрических лебедок необходимо упомянуть о модели ЛЭМ-10Пл, которая способна передвигать 12 вагонов весом до 750 тн одновременно в прямом и противоположном направлении на расстояние до 250 м.
Двубарабанные маневровые лебедки.
Принцип работы основного барабана двухбарабанной лебедки тот же, что и у однобарабанной, второй барабан используется как вспомогательный для подтягивания основного каната. В настоящее время производится достаточно много моделей лебедок этого типа, различающихся по своим техническим характеристикам. На практике чаще используются лебедки типа ТЛ-8Б, которые предназначены для передвижения вагонов весом до 500 тн в одном направлении, с тяговым усилием до 50 тн. Длина троса, которым комплектуются каждый из барабанов, составляет 220 м.