Шестеренная таль - это ручная таль с шестеренным передаточным механизмом. Применение современных шестеренных редукторов позволяет максимально уменьшить вес и габариты тали, а также добиться больших скоростей и плавности подъема.
Шестеренчатая таль состоит из следующих узлов:
- корпуса с редуктором;
- грузовой и тяговой звездочки;
- грузовой и тяговой цепи.
В конструкции шестеренной тали применен соосный двухступенчатый цилиндрический редуктор, в состав которого входит упорный тормоз. Такой вариант конструкции помогает поднимать и опускать груз без заметных рывков, а также обеспечивает уверенное удержание груза на необходимой высоте. По способу передачи тягового усилия шестеренные тали подразделяют на два вида:
- Таль ручная цепная.
- Таль ручная рычажная.
Механизм подъема у обоих видов талей одинаков, а в качестве подъемного устройства применена высокопрочная металлическая цепь. Таль ручная цепная используется в тех случаях, когда оператор управляет подъемом груза, находясь внизу, на уровне пола, а таль подвешивается вверху, под потолком на специальных конструкциях. Подъем груза выполняется с помощью редуктора и цепного полиспаста, которые приводятся в движение при натягивании цепи. В состав конструкции цепной тали входит трансмиссия с симметричным расположением храповых механизмов и грузоупорный тормоз.
Таль ручная рычажная (с приводом от рычага) закрепляется на уровне оператора, и он имеет возможность прилагать мускульное усилие с помощью рычага для подъема груза. Особенностью тали рычажной является возможность ее применения для перемещения грузов. Наиболее часто таль ручная рычажная применяется в стесненных условиях: при необходимости подъема грузов в траншеях, колодцах и пр. Кроме того, ручная рычажная таль достаточно часто применяется на стройплощадках для подъема груза весом не более 8 тн, а также в ходе выполнения ремонтных работ.
Тали ручные шестеренные передвижные выпускаются как в обычном, так и во взрывобезопасном исполнении. Наиболее востребованными моделями можно назвать серию ТРШАп-ТРШБп, выпускаемую в России. Они используются не только для подъема, но и для передвижения груза, о чем свидетельствует буква «п» в их названии. Литерой «А» маркируются тали без привода механизма, предназначенного для их передвижения, а литерой «Б» - с приводом. Цифра в названии модели обозначает грузоподъемность, которая у разных модификаций меняется от 0,5 до 3,2 тн. Максимальная высота, на которую возможен подъем груза, не превышает 12 м, а собственных вес моделей растет от 17 до 45 кг.
Среди ручных рычажных передвижных талей чаще всего используются модели ТРШСРп и ТРШСп, производство которых освоено отечественными компаниями. Они используются не только для подъема, но и для удержания груза на весу. По своим параметрам данные модели ни в чем не уступают зарубежным образцам. Их грузоподъемность равняется 0,5-3,2 тн, а высота, на которую возможен подъем груза, составляет 3-12 м. Грузовая цепь на них круглозвенная, калиброванная, 8-го класса прочности. Вес талей этой серии весьма незначителен и (в зависимости от грузоподъемности) составляет от 9 до 22 кг.
Тали серии ТРШП (таль ручная шестеренная передвижная) отечественного производства предназначена для поднятия на высоту до 12 м и перемещения груза весом 0,5-10 тн. Собственный вес талей этой серии составляет от 13 до 169 кг. В комплектацию тали входит механизм передвижения, к которому таль присоединяется с помощью крюка.
Тали серии ТРШСР-ТРШС используются в стесненных условиях и применяются при работах в колодцах и траншеях. Эти модели способны поднять груз, весящий от 0,5 до 3,2 тн, на высоту до 12 м. Модель ТРШСР эксплуатируется, когда таль размещается возле оператора, а модель ТРШС – когда возле оператора находится груз. Вес моделей очень невелик и колеблется в пределах от 8 до 25 кг.
Ярким представителем талей зарубежного образца можно считать модель Z210, производимую чешской компанией Brano. Ручная шестеренчатая передвижная таль Brano используется для подъема груза и его перемещения по двутавровому профилю. Если в тали только одна ветвь цепи, то в названии модели присутствует литера «А», если две ветви цепи, то литера «В». Грузоподъемность зависит от модификации и меняется от 0,5 до 5 тн, вес – от 16,8 до 103 кг, а скорость подъема груза меняется от 0,1 до 0,145 м/мин.
Тали Чехия производятся и других серий, в частности Z100. Грузоподъемность тали этой модели меняется от 0,5 до 20 тн, а максимальная высота, на которую может быть поднят груз - 15 м. Таль Z100 используется для того, чтобы поднять или опустить груз, если будет приложено тяговое усилие в пределах от 23 до 48 кг.
Есть еще несколько серий тали Brano, завоевавших хорошую репутацию в нашей стране. Это модель RZC (укомплектованная круглозвенной цепью). Она используется для того, чтобы поднять или опустить груз массой 0,8-6,3 тн со скоростью от 0,18 до 1,27 м/мин. Весят тали этой серии от 8,9 до 40 кг. Модель RZV (укомплектованная пластинчатороликовой цепью) применяется для подъема и передвижения груза в любом направлении. Ее грузоподъемность составляет от 0,8 до 6,3 тн, а максимальная высота, на которую может быть поднят груз – 15 м. Собственный вес тали этой серии - от 9,4 до 46 кг. Модель Z310 используется для подъема, спуска и перемещения груза массой от 0,5 до 5 тн на высоту до 15 м.
Рычажные тали модели JLP производятся по лицензии швейцарского холдинга JET в Китае. Они могут поднять груз весом от 0,25 до 6 тн на высоту до 12 м. Вес тали этой серии в зависимости от грузоподъемности и требуемой высоты подъема изменяется от 2,2 до 65 кг. Для подъема груза необходимо применить тяговое усилие в пределах от 25 до 33,5 кг.
Также Китай производит тали серии SMH. Они оборудуются цепным приводом и комплектуются круглозвенной грузовой цепью, грузоподъемность которой может быть от 0,5 до 10 тн. Эти модели не только поднимают груз на высоту до 9 м, но и могут удерживать его на высоте, а также перемещать по монорельсовому пути. Вес талей этой серии находится в пределах от 11 до 145 кг.